«Незалежная» осталась без надзора

«Незалежная» осталась без надзора

Помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд покидает свой пост и уходит из Госдепартамента. Эту новость, как передает ТАСС, в четверг, 26 января, распространило агентство Associated Press (АР).

Событие, само по себе, достаточно рядовое. Обычные рутинные перестановки, связанные с приходом в Белый дом администрации президента Дональда Трампа. У нового лидера США, естественно, своя команда. И вскоре кресло госсекретаря, освободившееся после отставки Джона Керри, по всей видимости, займет его выдвиженец Рекс Тиллерсон (бывший управляющий ExxonMobil, кандидатура которого находится на согласовании в Сенате Конгресса).

Так что, тот факт, что люди Обамы уходят постепенно со сцены, вполне закономерен.

Однако госпожа Нуланд — фигура особенная, в определенном смысле. Ее «гуманитарная» акция с раздачей «печенек» на Евромайдане в Киеве — уже, по сути, часть истории. Как и откровения о том, что на «установление демократического правительства на Украине» США потратили 5 млрд. долларов. А также неполиткорректный выпад в адрес Евросоюза в телефонном разговоре с тогдашним послом США в Киеве Джеффри Пайеттом. Когда за попытку поучаствовать в формировании постмайданного руководства «незалежной», она грубо послала европейцев в «пешее эротическое путешествие».

Ни для кого не секрет, в общем, и то, что аналитический центр «Внешнеполитическая инициатива», учредителем которого является супруг Нуланд Роберт Каган, непосредственно занимался написанием сценария т.н. «революции гидности».

И именно Нуланд после госпереворота курировала новые власти Украины от Госдепартамента. Еще, конечно, был вице-президент Джо Байден, который, по собственному признанию, общался с президентом Порошенко чаще, чем со своей женой. Правда у него помимо политических имелись еще бизнес-интересы в этой стране.

Но недавно Байден сделал Киеву ручкой и ушел в отставку. Теперь вот — Нуланд…

То есть, главные кураторы «украинского проекта» покидают свои руководящие посты, теряя, соответственно, возможность влиять на процесс. А «незалежная» фактически остается без надзора…

И здесь вопрос, на какую авантюру в этих условиях может решиться киевский режим, чтобы снова привлечь к себе внимание Белого дома?

— Должен сказать, что в Киеве очень четко понимают, что политическая конъюнктура для них изменилась не в лучшую сторону с приходом нового президента США, — комментирует ситуацию директор Украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов.

— Буквально сегодня заместитель главы МИД Украины Елена Зеркаль выразила обеспокоенность тем, что Вашингтон напрямую с Москвой может договориться по ситуации в Донбассе, и даже потребовала для Киева права голоса во всех переговорах Трампа и Путина.

То есть, они прекрасно понимают, что хорошее время для них закончилось, и прежних взаимоотношений с Соединенными Штатами не будет. Что новая администрация намерена применять в отношении Украины совершенно другие подходы.

Это касается и прямого общения. И особенно (для Киева это является ключевым) в рамках взаимодействия с Россией будут влиять на официальную Украину с тем, чтобы та совершена определенные шаги.

В этом контексте, конечно, есть очень большая надежда на то, что новая администрация США посодействует тому, чтобы Киев все-таки начал выполнять Минские соглашения.

«СП»: — Тот факт, что Украина лишилась своих людей в Белом доме, он как-то отразится на общей ситуации в страны?

— На самом деле, еще год назад открыто говорилось о том, что и Европа, и Соединенные Штаты во многом устают от той риторики, которая постоянно ретранслируется со стороны руководителей Украины. От их нытья и откровенного передергивания фактов.

Так вот, к ним пришел теперь момент истины.

Как всем известно, за сменой власти в Соединенных Штатах, последуют выборы в Европе — во Франции, а затем в Германии и Голландии. И видимо, к руководству в этих странах придут люди, которых нельзя отнести к ярым сторонникам и максимальным симпатизантам Киева. Они более трезво смотрят на ситуацию и в рамках конфликта в Донбассе, и вообще всего, что связано с Украиной.

А это, по сути, означает, что Киев может остаться в полной внешнеполитической изоляции. К чему, собственно, украинское руководство и стремилось, наверное. Потому что когда им говорили, что надо вести себя адекватно и здраво оценивать ситуацию, никто не слушал.

Теперь они теряют своих партнеров и приверженцев и остаются один на один с тем, что сотворили.

Что это будет означать для внутриполитической ситуации в стране, предположить в данный момент сложно. Это если мы говорим о каких-то серьезных сдвигах.

Но то, что внутреннее положение Украины характеризуется уже традиционно социальной и экономической нестабильностью и политической напряженностью, которая в свою очередь является подоплекой внеочередных парламентских и президентских выборов, об этом говорится уже очень много. Причем, политиками из совершенно различных политических спектров.

«СП»: — Но Порошенко заявил, что не допустит внеочередных выборов в Раду…

— А вот все соцопросы говорят о том, что население Украины в большинстве своем уже поддерживает новые парламентские выборы, понимая, что нынешняя Верховная Рада просто не способна работать. Кстати, исходя из тех оценок, которые люди дают самому Порошенко, мы можем уверенно говорить о том, что большинство населения Украины выступает и за досрочные президентские выборы. И тут уже возникает вопрос, связанный с возможным импичментом. Формально он еще оформлен законодательно. Но, тем не менее, уже становится на повестку дня.

У меня есть подозрение, что весь 2017 года, по-видимому, будет для Украины очень нервным, с точки зрения политики. И вполне возможно, что в этом году там произойдет смена политических элит. То есть, будут досрочные парламентские выборы, а возможно и президентские.

«СП»: — А не захочет ли эта власть, оставшаяся без «твердой руки», провернуть какую-нибудь отчаянную авантюру? Например, наступление на Донбасс…

— Накануне нового года мы уже видели подобную авантюру, когда представители Вооруженных сил Украины пытались массово атаковать республики на направлении Дебальцево. Ничего у них там не вышло.

В Киеве, я думаю, тоже прекрасно понимают, что линия фронта достаточно стабильна сейчас, и чтобы реализовать какую-то успешную наступательную операцию необходимо очень большое преимущество, которого нет ни у одной из сторон.

Хотя я все же допускаю, что в головах у них может зародиться идея, что каким-то выходящим за рамки здравого смысла способом, они могут изменить ситуацию. То есть, стопроцентной гарантии, что Киев не устроит какую-то громкую провокацию с тем, чтобы привлечь к себе внимание, нет, конечно.

Но тогда следует говорить о том, что если подобное произойдет, то в мире уже далеко не все поверят украинской официальной версии. В таком случае руководителям страны уже не избежать международных трибуналов. И президента Порошенко перспективы будут в этом смысле наиболее печальные.

По мнению директора Международного института новейших государств Алексея Мартынова, нынешний режим на Украине сам является авантюрой.

— Только не стоит переоценивать во всем этом роль помощницы Керри. Когда Нуланд и ее мужа представляют как суперполиттехнологов, которые — образно говоря — способны двигать континенты, это не совсем верно. Они просто исполнители. Им сказали мешок с печеньками раздать на Майдане, Нуланд пошла и раздала.

Подряд, в качестве исполнителя специальных проектов на постсоветском пространстве, коммерческая структура мужа Нуланд получила — естественно — благодаря ее административному ресурсу. Можно сказать, супруги вместе освоили миллиарды американских налогоплательщиков. С чем лично я последних поздравить не могу. Потому что эти деньги можно было бы потратить на что-то действительно полезное для самих американцев. А не на то безобразие, которое они устроили на Украине. Причем, с точки зрения рядового американца, я думаю, совершенно непонятно, зачем.

В итоге сегодня в Америке новый президент. То есть, граждане США не захотели продолжать тот курс, которым восемь лет страну вел Обама со своей администрацией, куда входила, в том числе и Нуланд.

Поэтому Украину в этой связи ничего хорошего не ждет. Как это бывало с другими подобными американскими проектами, ее просто бросят — и все. Или попытаются спихнуть обратно — нам. Но — я убежден — эта русофобская и нацистская Украина никому не нужна. Пускай те, кто превратил эту страну в бандеровской гадюшник, для начала уберут за собой, а потом поговорим, что называется.

Светлана Гомзикова svpressa.ru