Киев пригласили на полуостров в составе международной мониторинговой делегации

Киев пригласили на полуостров в составе международной мониторинговой делегации

Компромиссом по урегулированию ситуации вокруг Крыма может стать приезд в республику международной мониторинговой миссии, которая подтвердит законность воссоединения полуострова с Россией. Об этом в четверг, 12 января, рассказал РИА «Новости» депутат Госдумы, экс-заместитель председателя Совета министров Республики Крым Руслан Бальбек.

Депутат, видимо, комментирует выступление в Сенате кандидата в госсекретари США Рекса Тиллерсона, заявившего о том, что Россия получила Крым незаконно. Руслан Бальбек подчеркнул, что западные политики не владеют реальной ситуацией на полуострове, делая свои выводы из данных разведок и пропагандистских каналов.

«Компромисс возможен, но никак не оспаривание статуса полуострова. Объективная международная мониторинговая миссия, которая пройдет все процедуры согласования в МИД Российской Федерации, может беспрепятственно посетить полуостров, чтобы убедиться, что все события, которые связаны с воссоединением Крыма с Россией, основывались на мнении абсолютного большинства крымчан. Они могут хоть неделями и месяцами изучать ситуацию. Уверен, что итоговый документ подтвердит, что результаты референдума законны и оправданы, что даст основания всем государствам безапелляционно признать желание крымчан жить в России и позволит Западу сохранить лицо после трехлетней оголтелой антироссийской истерии вокруг российского Крыма», — сказал Бальбек.

По его мнению, в мониторинговую миссию также могут войти авторитетные украинские политики, которые не запятнали себя участием в диверсионных и насильственных операциях против Крыма. При этом депутат подчеркнул, что вопрос о статусе Крыма окончательно закрыт и не подлежит обсуждению. «Полуостров как де-юре, так и де-факто является неотъемлемой частью Российской Федерации», — сказал он.

— Раз именно депутат Госдумы Руслан Бальбек высказал мысль о теоретическом приезде международной мониторинговой группы в Крым, то это, очевидно, его инициатива, — уверен крымский политолог, президент Регионального института политических коммуникаций Иван Мезюхо.

— Тем не менее, могу с определённой долей уверенности сказать, что среди ведущих политиков полуострова могут найтись и те, кто бы поддержал такую инициативу Руслана Исмаиловича

«СП»: — Возможна ли такая объективная международная мониторинговая миссия? Ведь уже были международные мисси в Крыму и что?

— Да, полуостров посещали различного рода правозащитники, которые публиковали или антироссийские доклады, или документы в стиле «и вашим, и нашим», т.е. по итогам их поездок на полуостров выходили неправдивые опусы.

«СП»: — По словам Бальбека, в миссию могут войти авторитетные украинские политики, которые не запятнали себя участием в диверсионных и насильственных операциях против Крыма. А захотят ли украинцы участвовать в этой миссии? А если захотят, даст ли официальный Киев на это разрешение?

— Не надо исключать того, что некоторые украинские политики могли бы посетить Крым в составе какой-либо мониторинговой делегации. Также я бы не исключал того, что Киев мог бы дать официальное разрешение для этого. Об этом можно говорить исходя из уже имеющегося опыта. СМИ не очень сильно осветили посещение Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Татьяной Москальковой совместно с украинским омбудсменом Валерией Лутковской СИЗО-1 в российском Симферополе. Это событие произошло в конце декабря 2016 г. Надо полагать, что Валерия Лутковская не могла осуществить визит в российский Крым без одобрения украинского руководства.

«СП»: — Кандидат в госсекретари США Тиллерсон заявил, что США могут пойти на признание Крыма, если будет найден компромисс с «украинским народом». Будет ли тогда эта миссия иметь смысл?

— Мы ещё не знаем, как на самом деле США будет выстраивать отношения с Россией, потому что до сих пор до конца не понятно, на какие компромиссы президент Дональд Трамп пойдёт с представителями внутриамериканской элиты. Только после того, когда всё в Вашингтоне станет на круги своя, можно будет и говорить о потенциальной международной мониторинговой миссии в Крым, в составе которой могли бы быть американцы. В тоже самое время надо понимать, что решение о том, пускать в Крым и Севастополь международную мониторинговую миссию или не пускать, будет принимать президент Российской Федерации Путин.

«СП»: — Бальбек подчеркнул, что вопрос о статусе Крыма окончательно закрыт и не подлежит обсуждению. К чему тогда разговоры о миссиях, если вопрос закрыт? Зачем продолжать мусолить эту тему?

— Для России вопрос Крыма закрыт окончательно. Необходимо, чтобы со временем мир юридически признал полуостров частью России, чтобы вывести Крым из-под режима санкций, а для этого мир должен знать правду о российском Крыме, а не те небылицы, о которых рассказывают СМИ.

— Бальбек ничего нового не сказал, и он не первый, кто озвучил подобное предложение, — отмечает крымский журналист Сергей Кулик.

— Еще в середине декабря Сергей Аксёнов, назвав известную резолюцию ООН о правах человека «пропагандистской листовкой, сочинённой киевским режимом», приглашал международных наблюдателей в Крым, а до этого руководство республики выражало готовность принять делегацию Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Да и Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова в мае прошлого года приветствовала возможный визит на полуостров международных мониторинговых групп. Крым открыт для всех, поскольку республике нечего скрывать.

Наоборот, мы заинтересованы в том, чтобы у зарубежных дипломатов, политиков и общественных деятелей мнение о жизни полуострова формировалось не по слёзным жалобам администрации г-на Порошенко и сомнительным публикациям в социальных сетях, а исходя из личных впечатлений. Дабы они собственными глазами увидели, что в действительности сейчас происходит в Крыму, спросили у людей, как они относятся к киевскому режиму, который организовывал водную, транспортную, продовольственную и энергетическую блокаду Крыма и сделали бы вывод — является ли это преступлением против человечности или нет. И насколько подобные действия соответствуют международному праву.

Подобные визиты у беспристрастных наблюдателей сразу же развеяли бы навязанные им мифы о «незаконной оккупации» полуострова и «массовых нарушениях прав человека». Но дело в том, что в Киеве смертельно боятся приезда в Крым зарубежных гостей и сделают всё, чтобы этого не допустить. Об этом свидетельствуют уголовные дела, которые Генпрокуратура Украины возбудила против тех, кто уже побывал в Симферополе — бывшего премьера Италии Сильвио Берлускони, журналистов японского телеканала NHK, делегации израильского Кнессета во главе с председателем парламентского комитета по культуре Яковом Марги, 11 французских политиков, возглавляемых депутатом Национального собрания Тьерри Мариани и 22 турецких деятелей, в том числе представителя президента Турции Ибрагима Ерилли и вице-мэра Анкары Ахмета Тунча. Всем им сейчас по украинскому законодательству грозит до пяти лет лишения свободы.

«СП»: — Рекс Тиллерсон вчера говорил о возможности компромисса только в том случае, если он устроит «украинский народ». Такой компромисс когда-нибудь возможен? Если даже украинцы однажды поймут, что Крым им не нужен, согласится ли с этим их власть?

— В отличие от отечественных парламентариев, вдохновлённо аплодировавших победе Трампа, у меня гораздо меньше иллюзий по отношению к человеку, который станет 45-м президентом Соединённых Штатов. Он пришёл в Белый дом не для того, чтобы защищать российские интересы — он будет отстаивать интересы своей страны, точнее тех американских корпораций, которые за ним стоят. То же самое можно сказать и про Рекса Тиллерсона. У нас почему-то любят восторгаться тем, что будущий госсекретарь является кавалером ордена Дружбы — дескать, наш человек. Ну и что? Пан Ги Мун тоже может похвастаться подобной наградой. Сильно нам это помогло?

Тем не менее, надеюсь, что администрация Трампа будет более вменяемой и прагматичной, чем команда демократов. Вряд ли она собирается решать проблемы Порошенко и той оголтелой компании, которая собралась под куполом Верховной Рады. И важно еще то, что прозвучали слова о возможности компромисса, которых мы бы никогда не слышали от г-жи Клинтон. Месяц назад конгрессмен-республиканец Данкен Хантер даже очертил рамки этого компромисса, намекнув Киеву, что Украине стоит обменять Крым на Донбасс.

Полагаю, что рано или поздно какой-нибудь компромисс между нашими странами всё-таки будет достигнут, однако не при нынешнем режиме на Банковой. Тем более, что 72% украинских граждан, опрошенных ещё в феврале минувшего года, признались, что уже смирились с потерей полуострова. Сейчас эта цифра, наверное, выше. Такие же настроения присутствуют и у ряда украинских политиков. И лишь только свихнувшиеся «ястребы» вроде Георгия Туки, одного из создателей одиозного сайта «Миротворец» и заместителя министра по вопросам временно оккупированных территорий, каждый год обещают публике, что во-вот, ещё немного — и жёлто-синий флаг пронесут по улицам Донецка и Симферополя.

«СП»: — Бальбек предлагает включить в состав миссии авторитетных украинских политиков, которые не запятнали себя участием в диверсионных и насильственных операциях против Крыма. А против Донбасса? И вообще, есть ли на Украине политики, которые бы не скомпрометировали себя за последние два с половиной года, при этом пользуются уважением на Украине? По каким еще критериям им могли бы отобрать в эту миссию?

— Те, на ком кровь мирных жителей, сами к нам не приедут, зная, что Следственный Комитет России возбудил множество дел против виновных в военных преступлениях в Донбассе. Да и участники блокады Крыма тоже ходят «под статьёй», поэтому ни Джемилёв с Чубаровым, ни Турчинов с Аваковым на полуострове не появятся. Да и по большому счёту, они никогда не были «авторитетными политиками» — обычная шайка политспекулянтов.

На Украине немало известных личностей, вменяемых политических и общественных деятелей, которые не вызывают у крымчан острой аллергии. Одни сейчас находятся в вынужденной эмиграции, вроде Владимира Олейника, затеявшего процесс о признании февральских событий 2014 года государственным переворотом, другие сидят в парламенте, но их почти не видно в том бедламе, в котором верховодят правые радикалы.

Например, сейчас редко слышно депутата-мажоритарщика Владимира Литвина, бывшего главу администрации президента Кучмы, а в 2002—2006 и 2008−2012 годах спикера парламента — кстати, тоже кавалера ордена Дружбы. Совсем недавно он заявил, что от отношений с Евросоюзом Украины ничего не получает, а из-за того, что разорвала их с Россией, много чего теряет и выразил надежду на восстановление связей с нашей страной. Во время парламентских выборов 2006-го у этого уроженца Центральной Украины, придерживающегося центристских позиций, был предвыборный анимационный клип: Владимир Литвин связывает разорвавшийся канат, который перетягивали мужчины в голубых и оранжевых футболках. Через несколько лет он шел на выборы под лозунгом «Стране нужен Литвин». Тогда, в конце нулевых, этот призыв не произвёл особого впечатления на избирателей, хотя и помог политику пройти в Раду. Кто знает, может, в следующий раз украинский избиратель решит, что ему действительно нужен Литвин и ему удастся связать страну, как тот канат десятилетней давности. Есть и другие украинские политики, которых могут спокойно встретить в Крыму — в основном, это бывшие парламентарии из левого или центристского спектра.

«СП»: — В чем, в действительности, камень преткновения? Реально ли его как-то преодолеть?

— Камень преткновения — наша страна, само её существование Даже если бы Крыма не существовало, у нас не было бы олимпийской сборной, а бухгалтер Магнитский был жив — всё равно нашли бы причины придраться к нам. Перефразируя известное выражение — «была бы Россия, а санкции найдутся».

Дмитрий Родионов svpressa.ru