Политолог Алексей Мухин: Россия должна играть свою игру — роль умной обезьяны, которая сидит на холме, пока тигры дерутся в долине

Политолог Алексей Мухин: Россия должна играть свою игру — роль умной обезьяны, которая сидит на холме, пока тигры дерутся в долине

Прошлый год над всеми посмеялся, обманув в ожиданиях журналистов и политологов то с Брекзитом, то с Трампом. А нынешний явно решил продолжить дело, подкинув вместо рождественского гуся доклад о вмешательстве России в американские выборы…

И вот сидим мы за своими компьютерами, считая дни до инаугурации нового американского президента и думаем: а может, зря сидим? А что, если 2017-й снова всех обманет, сделав предполагаемого миротворца разрушителем — как это проделал год 2009-й с Бараком Обамой? О том, чего ждать от года, в котором интересно работать, но страшно жить, в редакции «КП» рассказал генеральный директор Центра политической информации политолог Алексей МУХИН.

— Мы, Алексей Алексеевич, правильно делаем, что считаем дни до прихода Трампа? Не разочаруемся?

— Я вообще не очень понимаю, почему у всех такой радостный ажиотаж по поводу Дональда Трампа? Это человек с очень большими, глобальными амбициями, который топчется на маленькой политической площадке. Я думаю, что ситуация для США еще более усложнится. Но это хорошая новость как для всего остального мира, потому что Вашингтон вынужден будет больше заниматься своими внутренними проблемами, так и конкретно для Европы, которую тянули за воротник в Трансатлантическое инвестиционное партнерство, куда она, упираясь рогами и копытами, идти не хотела… Кому от этого будет плохо? Тем, кто делал ставку на Хиллари Клинтон. Потому что Трамп — человек злопамятный, и он раздаст всем сестрам по серьгам.

— А помните, каким «пушистым зайчиком» казался поначалу Барак Хусейнович, когда только-только приходил во власть, и какие надежды все на него возлагали…

— Прекрасно помню. «Правитель слабый и лукавый», он в качестве такового и представал перед нами все 8 лет своего правления. Это человек, который сейчас пытается гадить на дорогу, по которой в ближайшее время пройдет Дональд Трамп. Мне кажется, это не делает ему чести, заставляя американский истеблишмент терять лицо. Не зря многие представители будущей администрации Дональда Трампа говорят о том, что 70 процентов последних указов Обамы придется отменять.

Новая редакция мечты

— Чувствуется, 2017-й год будет интересным… Не хуже прошлого, который «взорвал мозг» журналистам и политологам, начиная с того, что никто из нас не смог предсказать результаты британского референдума. Что главным раздражителем англичан от членства в ЕС стали не азиатские иммигранты с их бытовыми и культурными отличиями, а почти «свои» — литовцы, латыши, поляки. Белые европейцы, которые отобрали у них работу…

— Дело в том, что исламские беженцы и не планировали адаптироваться в британскую жизнь. Для них прежде всего был важен социальный пакет. А тот контингент, который вы перечислили – прибалты, поляки, украинцы – мечтали ассимилироваться. Это более глубинная угроза, которую почувствовало чопорное британское общество, изломанное колониальным прошлым. Такой экспансии очень сложно противостоять, потому что эти ребята более пассионарные и агрессивные, готовые во имя своих детей работать за меньшие деньги. Это их желание было британским обществом прочитано и правильно интерпретировано. Но знаете, в какой стране были очень довольны результатами британского референдума? В Германии. Объясняется это просто: Германия намерена создать очередной вариант Рейха – чтобы в дальнейшем с удовольствием топтать Францию и самоутверждаться за счет Италии. Мы наблюдаем сейчас взлет новой редакции мечты германского народа владеть Европой. Сделать это без британцев им будет гораздо легче.

— Давайте кинем пальцы — кто из нас и через сколько месяцев произнесет фразу: «Но радость Германии оказалась преждевременной»?

— Совершенно верно. Потому что единственный шанс для Германии стать паневропейской страной — это союз с Россией. Можно только догадываться, какой вагон компромата на Ангелу Меркель имелся у американских спецслужб, что она вынуждена была идти наперекор могущественному германскому бизнесу. На место немецких компаний, которые имели на территории России преференции, пришли азиатские и американские. Но если вы успели заметить, Ангела Меркель, которую считают «мамой» Европейского союза, сегодня пытается совершить разворот, и говорит, что беженцы — это не так хорошо. Что надо завинчивать гайки. Сейчас Германию просто не узнать. И виновницей этого «праздника жизни» является не кто иной, как Ангела Меркель.

Если завтра война…

— Самая «модная» тема в сегодняшней Европе – будущая война. Прошлым летом я купила в Лондоне очень смешную книжку «2017-й. Война с Россией», которую написал экс-генерал НАТО Ричард Шерифф. Там все расписано до минуты — начнется война будто бы 14 мая в Латвии, закончится 7 июля в Калининграде поражением России. Мир спасут литовские партизаны и американские «зеленые береты»… Так как насчет войны в Европе? Половина политологов считают, что она уже вовсю идет. Другие часть пугает всех тем, что российская армия чуть ли не завтра захватит Таллин, Ригу и Вильнюс. Третьи и вовсе думают, что никакой войны не будет.
— Если вы считаете эту книжку «забавной», то совершенно напрасно. Вы имеете дело с элементом информационного противоборства, причем, довольно опасным. Потому что с помощью подобного рода конструирования виртуальных событий, которые производят эмоциональное и очень гнетущее впечатление, специальные структуры, которые были созданы в последние несколько лет натовскими странами, искусственно вводят страны Скандинавии и Балтии в состоянии истерики. . Находимся ли мы сейчас в состоянии мировой войны? Да. Она уже началась.

— Мы в ней участвуем?

— Мы победили во Второй мировой войне и в нашем генокоде заложены все необходимые навыки, чтобы победить в очередной раз. Именно поэтому мы вдруг собрались и стали побеждать в информационной войне. После очевидного провала на фоне событий 2008 года в Грузии, к удивлению американских специалистов, которые плохо учили уроки истории, политический рейтинг лидера государства Владимира Путина просто попер в небеса. Вы, ребята, должны были понимать, что играете с исторической памятью народа-победителя. И эйфория, в которой сейчас находится российское общество — это вполне оправданная эйфория народа, который не только победил в войне, но воюет до сих пор. Старушка-Европа со своими хорошо накачанными экономическими мускулами испытала шок и объявила нас агрессором, хотя мы в ее сторону еще даже и не смотрели.

— Но во второй мировой войне победил советский народ, а не только русский. Почему тогда у украинского народа этот рычаг памяти вдруг заржавел?

— Давайте отделять зерна от плевел. Это не народ, а отдельные группы, которые работают по вполне себе четким инструкциям и берут на себя ответственность говорить от лица украинского и белорусского народа. Есть пропаганда, а есть остальное население, которое по каким-то причинам безмолвствует. А еще есть мощное воздействие непонятного пока мне свойства, которое вывело из состояния душевного равновесия людей, имеющих украинские корни. Причем, это произошло не только на Украине и в России, но и в Канаде, и в Австралии — везде, где есть украинские диаспоры: вдруг эти люди одели вышиванки и с оловянными глазами стали ненавидеть все русское. Мне кажется, здесь должны поработать историки, которые изучали опыт управления массами в гитлеровской Германии.

Своя игра

— Как вы думаете — градус международного напряжения в 2017 году хоть немножко снизится?

— Отчасти. Для чего был весь этот «праздник жизни»? Для того, чтобы Барак Обама объявил о том, что российская экономика будет разорвана в клочья и сказал: «Мы теперь диктуем правила мировой торговли, мы – исключительные!». Несмотря на то, что он – «жареная хромая утка», его наследие наверняка будет воспринято республиканской партией. Именно поэтому я пессимистически отношусь к перспективам изменения отношений при Трампе.

— А как вам прогноз некоторых западных аналитиков о том, что два президента – Путин и Трамп – поделят мир, как Молотов и Риббентроп в 1939-м, в силу чего Прибалтика и Украина снова отойдут в сферу влияния России?

— Очень похоже на черно-белое видение представителя американского истэблишмента. Боюсь, что это большое заблуждение. Путин — довольно большой прагматик. И мне кажется, он прекрасно понимает, что при попытках подобного дележа Россия рискует остаться ни с чем. Когда его в очередной раз обвинили в том, что он хочет воссоздать Советский Союз, он расхохотался. Надо понимать, что подобного рода дорогостоящие проекты Россия просто не потянет. И не собирается завоевывать мир, либо даже контролировать территорию за пределами того пространства, которое считает своими естественными границами.

— Куда, по-вашему мнению, журналистам следует в этом году выписывать командировки? В каком регионе опять вспыхнет костер?

— Еще года полтора назад, я рекомендовал призадуматься и осмотреться белорусам. Тенденции, к сожалению, говорят о том, что вирус цветной революции погружен уже и в белорусское общество. Но наши коллеги, живущие в прекрасном советском сне, говорят – нет, это невозможно… Но с Белоруссией у нас, слава богу, есть Союзное государство, и очень переплетенная инфраструктура, в том числе, экономическая. Мы справимся — потому что вирусная революционная атака на Белоруссию — это уже атака на Россию.

Умные люди говорят, что вслед за Украиной придет время Казахстана. Потому что с точки зрения экономической инфраструктуры, именно взаимоотношения с Украиной и Казахстаном делают Россию геополитическим игроком. Без них никак. В этой связи я полагаю, что следующий костер, в которой будут подкидываться дровишки — это Центральная Азия. Ситуацию затрудняет влияние Китая, у которого есть на на тот регион свои собственные планы. С точки зрения противоборства для Дональда Трампа Китай представляется гораздо более интересным игроком, нежели Россия. Торговая война между США и Китаем неизбежна. Кому-то из них предстоит взять Россию в союзники – либо США, либо Китаю. Сейчас нам необходимо быть полезными и тем, и другим. Потому что по большому счету, это две страны уже давно и глубоко экономически женаты. И если мы вмешаемся в отношения супругов – обязательно будем виноваты. США имитировали Россию, как страну, которая пытается нести зло миру. И мне кажется, что это была их самая большая стратегическая ошибка. Потому что они обозначили нас в качестве глобальных игроков, наделив особенной агрессивностью и тем самым привлекли внимание других стран как к антидоту против американского влияния. С помощью этой непродуманной политики Барак Обама подарил нас Китаю, в хорошем смысле этого слова. И сейчас оттащить Китай от России просто так не получится. Россия должна играть свою игру — роль умной обезьяны, которая сидит на холме, пока тигры дерутся в долине. Главное, вовремя подкидывать им новый повод для ссоры.

Галина Сапожникова www.kp.ru