Большой Донбасс – об этот край суровый ломают копья, расшибают лбы

Большой Донбасс – об этот край суровый ломают копья, расшибают лбы

Верный себе фашистский сайт «Информационное сопротивление» (ИС) не преминул в свойственной ему манере известить жителей подконтрольной киевской хунте Украины о состоявшемся в Донецке в последней декаде сентября фестивале «Большой Донбасс». Он поведал о том, что «организаторы сабантуя в оккупированном Донецке» хотят «создать картинку» для «правильных» СМИ. Основной целью мероприятия, по версии ИС, «является распространение в иностранных СМИ информации о культурном развитии террористической «ДНР». А посещение гостями фестиваля районов шахтерской столицы, пострадавших от артиллерийских обстрелов ВСУ, и концерты для их жителей «информсопротивленцы» квалифицировали, как «приемы антиукраинской пропаганды».

Певцы «доблести» вояк АТО не сочли за труд подсчитать и расходы на проведение фестиваля, составившие, по данным ИС, около 600 тысяч рублей. Страшно большая сумма, если учесть, что «бюджет» фестиваля – это суммарная месячная зарплата 20-30 граждан России.

В Донбассе уже давно никто не обращает внимания на эскапады этого «рупора», хотя в данном случае «информсопротивленцам» можно и спасибо сказать за то, что хоть и злобно, но тем не менее известили остальную Украину о фестивале. Который прошел, по мнению его участников и зрителей, с большим успехом.

Идея проведения «Большого Донбасса» родилась два года назад в результате конфликта, возникшего накануне проходившего в Самарской области Грушинского фестиваля авторской песни. Его организаторы фактически закрыли дорогу для участия в мероприятии донецким бардам Владимиру Скобцову и Геннадию Горелику, поставив перед ними жесткие условия: не просто не затрагивать тему Донбасса, но и даже упоминать, что сочинители приехали на фестиваль из Донецкой народной республики, существование которой либералы наотрез отказываются признавать.

«Наши барды не поехали на Грушинский фестиваль. Там же нельзя говорить, что они из ДНР! Как же так? А откуда? С Украины??? Мягкотелые вы улитки, а не барды, «русские» певцы под изгиб гитары жёлтой! ЛИБЕРАЛЫ ГРУШИНСКИЕ! Мы – есть. Мы проведем свой фестиваль», – пообещал тогда член Союза писателей Донецкой народной республики Михаил Афонин. И уже в августе 2015 года прошел первый фестиваль авторской песни «Большой Донбасс».

«Когда в Одессе любители Украины жгут людей живьем под аплодисменты телестудии, когда украинские солдаты убивают детей Донбасса, ты обязан кричать об этом на весь мир. Если ты человек. Фашизм начинается тогда, когда этого не делают, фашизм начинается внутри, а мир не делится на Восток и Запад, он делится на людей и нелюдей. Промолчать – развязать руки убийцам. Барды не должны молчать», – заявил в одном из интервью инициатор и главный организатор фестивалей «Большой Донбасс» Владимир Скобцов. – «Макаревичи» от авторской песни крысиной побежкой покинули Донецк. Они и в проруби утонуть не могут по определению, но и оптимизма не внушают. Барды Донбасса остались с народом».

Вопреки украинским нацистам и их родным братьям – российским либералам, Донбасс продолжает жить, а не изменившие своему Отечеству писатели и музыканты продолжают творить и созидать, выводя на новый уровень культуру возрожденной Новороссии. Кстати, стоит отметить, что нынешний фестиваль «Большой Донбасс» – правопреемник фестиваля с таким же названием, проводившегося в регионе с конца 60-х годов. Его создатель Юрий Миленин в прошлом году дал добро на использование бренда и выразил радость по поводу того, что фестиваль возрожден в новом качестве, подтвердив тем самым, что «Большому Донбассу» – быть! От винта, либералы!

Подтверждением того, что «Большой Донбасс-2016» удался, может служить уже численность и состав его участников. В воюющий Донецк сочли своим долгом приехать более полусотни поэтов и бардов из Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Новочеркасска, Минска. Внушительную делегацию направил в шахтерскую столицу не так давно разорвавший путы «украинской незалежности» Крым. Примечательно, что именно его представители выразили дончанам не просто поддержку, но и признательность за стойкость, благодаря которой вернувшийся в Россию полуостров не остался одинокой мишенью для разозленных непокорностью регионов украинских нацистов. Но, безусловно, наиболее массово были представлены на фестивале хозяева, причем не только проживающие в Донецке. Сюда съехались литераторы и исполнители из Луганска, других городов ДНР и ЛНР. Но особо хочется отметить поэтов из остающихся под украинской оккупацией Краматорска и Одессы, которые, несмотря на возможные гонения, посчитали необходимым принять участие в фестивале.

События в Донбассе отражены в прозвучавших со сцен фестиваля стихах и песнях главным образом авторов из Донбасса. Гостям еще только предстоит осмыслить увиденное и услышанное во время встреч с жителями города и особенно тех его районов, которые методично стирает с земли артиллерия «укропов». А в том, что все это найдет отражение в их творчестве, сомневаться не приходится: поэты – не «слепо-глухо-немые» наблюдатели ОБСЕ.

Волгоградский писатель и бард Евгений Лукин честно признался, что о Донбассе он пока не написал ни строчки, но в 1992 году он стал свидетелем событий в ПМР: «В Приднестровье я оказался совершенно случайно и написал песни, которые нельзя было не написать. Многое в тех строчках совпадает с тем, что происходит в Донбассе сейчас. Особенно печально, что такая война может начаться в любой точке Земли». Евгений Юрьевич признался, что его поразили чистота и ухоженность военного Донецка, жители которого не ограничивают культурную программу комендантским часом. «На стенах еще видны отметины от осколков, а рядом растут красивые ухоженные цветы. Это удивительное впечатление. Но самое главное, что я постоянно встречаю на улицах знакомых людей, хотя с ними не мог быть знакомым. Сегодня я понял, что человек, идущий мне навстречу, также принимает меня за своего знакомого. Видимо, эти страшные трудные времена пробуждают в людях много хорошего», – поделился Е. Лукин впечатлениями со зрителями, пришедшими на его концерт.

За три дня фестиваля его импровизированными концертными площадками стали прицепы военных тягачей во время выступлений перед военнослужащими, палаты и холлы военных госпиталей, где зрителями были раненые и лечащие их медики, залы детских домов, а также площади городов, пострадавших от обстрелов, – Горловки, Углегорска, Луганска и Кировска. Особо же стоит отметить «свободный микрофон», установленный в библиотеке имени Крупской для всем желающих прочесть свои стихи. По мнению инициаторов этого концерта, несмотря на то, что произведения были разного уровня, «свободный микрофон» тем не менее открыл новые имена. Стало быть, когорту донецких поэтов непременно ждет пополнение.

Подводя итоги фестиваля, его президент Владимир Скобцов подчеркнул: «Ни в советское время, ни в украинский период фестивалей поэзии и авторской песни такого уровня в Донецке не было. «Большой Донбасс», проведенный в военных условиях, сильнее всех предыдущих. Об этом говорят и зрители, и участники, для которых фестиваль стал частичкой души. Фестиваль «Большой Донбасс» сделали все, это командная работа. Нет первых и вторых среди участников, все лучшие. В залах и разделенные пространством, но не судьбой зрители – лучшие зрители. В этом веке, на этой планете. Пример, как быть людьми на войне. Спасибо вам! Оргкомитет «Большого Донбасса» пополнился Крымом, Россией и Белоруссией. Это и есть Русский мир. Мы все возвращаемся на Родину. Сделать это без пушек, словом и музыкой – главная наша цель. Фестивалем работа не заканчивается. Впереди – новые дела», – заверил В. Скобцов.

«Я какое-то время назад начала привыкать к мысли, что всего надежнее – замкнуться в себе. Никогда не думала, что буду разбираться в видах боевого оружия, по звукам определять не только прилеты и отлеты, но и чуть ли не калибр оружия. И вдруг – грандиозное мероприятие – международный фестиваль. Я до войны бывала на фестивалях, поэтому знаю некоторую специфику встреч. Фестиваль, организованный вот уже во второй раз на территории Донбасса, – это некая победа. Победа над недосказанностью, над страхом людей, пересекающих нашу границу. Что было интересным? Пожалуй, масштаб фестиваля. Невероятное количество гостей принял Донецк, уделив каждому внимание. Мне уже несколько дней звонят друзья с теплыми откликами о встречах, которые предоставили организаторы фестиваля. Я знаю, что следующий год соберет еще большее количество друзей», – рассказала мне Ирина Горбань, поэтесса, не покидавшая родную Макеевку все эти военные годы.

Ирине вместе с членом оргкомитета «Большого Донбасса» Владиславом Русановым и поэтом Евгением Крюковым-Донским было доверено сопровождать гостей фестиваля до пропускного пункта «Успенка» на границе с Россией. Но перед этим был сделан небольшой крюк для посещения мемориального комплекса на Саур-Могиле. Штурмом этой помеченной на картах отметкой «277,9» высоты в июле-августе 1943 года началось освобождение Юго-Восточной Украины от немецко-фашистских захватчиков. В память о павших советских воинах на вершине кургана был установлен величественный мемориальный комплекс, у подножия которого ежегодно отмечали День Победы и День освобождения Донбасса десятки тысяч людей – жителей не только Донецкой, но и соседних Луганской и Ростовской областей.

Сегодня на месте этого комплекса – руины. Обелиск и фигура победно поднявшего над головой свой ППШ солдата, равно как и пилоны, посвященные пехотинцам, танкистам, артиллеристам и летчикам, пали в ходе боев донецких ополченцев с новоявленными украинскими фашистами в августе 2014 года. Здесь же – свежие могилы защитников Новороссии, которые через 70 лет повторили подвиг отцов и дедов. И – установленный недавно колокол памяти.

В этот день, по словам Е. Крюкова-Донского, сама природа как бы явила суть происходящего в Донбассе. Мрак висел над Саур-Могилой. Время от времени он проливался дождем на людей, на ведущую к вершине лестницу, на которую упала сраженная вражеским снарядом стела, на растерзанные орудия, на увядающую траву. А внизу воздух был свеж и прозрачен.

«Мне выпала честь быть экскурсоводом в этой поездке, – рассказала Ирина Горбань. – Думаю, получилось. Всем-всем нашим защитникам передала привет от родителей, вдов и детей. Низкий поклон вам, освободители Донбасса… С нетерпением жду из России фото. Знаю, что их огромное количество. Встреча закончилась на Успенке. Теперь я знаю, как выглядит граница», – поделилась поэтесса, живущая под обстрелами менее чем в сотне километров от России, но ни разу не подумавшая покинуть родной город.

И как бы ни злобствовали киевские «информсопротивленцы», фестиваль «Большой Донбасс» состоялся. Он стал ниточкой, протянувшейся из прежней счастливой мирной жизни. Возрожденный, он озвучил то, что происходит в Донбассе, и наполнился новым содержанием. Вопреки воле врагов шахтерского края, он и впредь будет проходить в отторгнувшем украинский неонацизм регионе, о котором проникновенно написал Владимир Скобцов:

Мой рай, мой край. Об этот край суровый
Ломают копья, расшибают лбы.
Я создан из его любви и крови,
Труда и воли, слова и судьбы.
Его судьба – нелегкая дорога,
По ней он шел, не полз и не петлял.
В лицо он видел дьявола и Бога,
Пред ними не скулил и не вилял.
Был столько раз оболган, продан, предан…
Лицом к беде, у смерти на краю,
Он никогда не называл соседом
Родную мать и Родину свою.
Он прям, упрям, он тверд, не терпит лени,
Он бил всегда за подлость по зубам,
Он никого не ставил на колени,
Поскольку никогда не станет сам.

www.ritmeurasia.org