Российские вузы попросту не готовят специалистов по целому ряду инженерных специальностей, необходимых отечественной экономике.
Крупнейшие заводы бьют тревогу: несмотря на рост интереса к инженерной профессии, им самим приходится выращивать нужные кадры.
Знаменитый судостроительный «Балтийский завод» пожаловался на днях, что испытывает большой дефицит не просто инженеров, а именно так называемых производственных инженеров. На одну вакансию приходится всего три отклика, рассказала начальник отдела подбора и развития персонала предприятия Татьяна Паклинская.
«В этом году отмечается лавинообразный рост интереса со стороны абитуриентов к специальности инженера и инженерного менеджмента»
По ее словам, «Корабелка» — это «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» — готовит инженеров-конструкторов и технологов, а заводу нужны производственные инженеры, которые будут работать на производстве, а их сегодня никто не готовит. «Мы очень страдаем от нехватки инженеров по нормированию, по планированию, по подготовке производства», — отметила Паклинская. Самый большой дефицит завод испытывает в рабочих кадрах, рассказала она, передает ФлотПром.
В Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленобласти говорят о нехватке специфичных специалистов размерного контроля для судостроительной отрасли. Их также никто из вузов сегодня не готовит. Поэтому корабелам приходится готовить и обучать специалистов на самих предприятиях.
До сих пор в стране насчитывается более 500 вузов, которые занимаются подготовкой инженеров. Это треть от общего числа. И на инженерно-технических специальностях обучаются более миллиона человек (почти четверть от всех студентов). И это несмотря на непопулярность профессии из-за ожидания низкой зарплаты или невозможности вообще устроиться на работу. Главная проблема, которая сейчас встала, заключается в качестве образования. Мало того, что оборудование для обучения устаревшее и преподавательский состав немолодой, так еще сами образовательные программы оторваны от реальных потребностей экономики.
«Инженеров и технологов не хватает во многих областях, например в машиностроении, приборостроении, судостроении. Ситуация осложняется и тем, что возникают новые типы инженерных профессий, по которым вузы не готовят, например как раз те же самые производственные инженеры», — говорит газете ВЗГЛЯД первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский.
Далеко не все вузы оказались способны выпускать высококвалифицированные инженерные кадры, обладающие современными техническими знаниями.
«Производственный инженер — это новое для нас понятие, поскольку у нас плохо развита сфера промпроизводства. В США, Канаде, Великобритании и Китае, например, давно используется выражение production engineer. То есть речь идет об организации производства, управлении, но с точки зрения технаря. Набор знаний, которыми должен обладать современный производственный инженер, является довольно широким. Такие инженеры нужны практически на любом производстве. Однако размытость понятия приводит к тому, что вузы не предлагают образование по таким специальностям», — констатирует Андриевский.
Однако вузы, которые хотят остаться в строю, начинают слышать заводы и уже готовы подстраиваться под их нужды. Например, услышав от судостроителей о дефиците специалистов размерного контроля, и. о. ректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Евгений Апполонов заявил, что готов идти навстречу по созданию соответствующих программ обучения.
Инженеров современного формата стали готовить, например, в РАНХиГС. По его мнению, в ряде вузов уже происходят позитивные изменения в инженерном образовании. «Например, Московский политех — это новый большой университет, которые поменял подход к образовательной деятельности и к отбору талантов. ЕГЭ не позволяет отобрать таланты. Система отбора талантов есть в МГУ через их олимпиады. Но один МГУ не в состоянии обеспечить потребности экономики», — рассказывает Серебренников. По его словам, в этом же направлении развиваются также «Бауманский университет», «Московский авиационный институт» и классические инженерные школы в Томске, Санкт-Петербурге и Новосибирске.
Вузы начинаются меняться, в том числе в рамках Национальной технологической инициативы — госпрограммы мер по поддержке развития в России перспективных отраслей, которые в течение следующих 20 лет могут стать основой мировой экономики.