Операция «Э». Россия спасла Эрдогана от спецслужб США

Операция «Э». Россия спасла Эрдогана от спецслужб США

Растиражированная версия об инсценировке переворота самим Эрдоганом выглядит неубедительно хотя бы потому, что представители обеих сторон вполне осознанно рисковали жизнью и гибли — как участники переворота, так и сторонники действующего президента. В ходе попытки прорыва через босфорские мосты погиб один из сподвижников главы Турции — организатор его избирательной кампании Эрол Ольчак. Вместе с 16-летним сыном. Если бы речь шла об инсценировке, то сомнительно, чтобы столь высокопоставленный партийный функционер о ней не знал. В то же, что такой человек мог пожертвовать жизнью своей и собственного ребенка ради обычного спектакля, совершенно не верится. Спектакль, даже очень качественно поставленный, не стоит такого риска.

Договорившись об этом, приступим к гораздо более реальной версии.

Попытка ликвидации Эрдогана

На первоначальном этапе путчисты, захватывая и блокируя ключевые стратегические объекты, действовали достаточно четко и слаженно. Под их контролем оказались аэропорты Стамбула и Анкары, здание правящей партии в столице, офисы ряда средств массовой информации, государственные учреждения, мосты через Босфор (последнее было стратегически сомнительным решением, но сам захват был произведен вполне эффективно), значительную часть объектов военной инфраструктуры, включая Генштаб. Утверждения о том, что пара полковников-путчистов, опирающихся всего на несколько рот заговорщиков, могли захватить генеральный штаб и целые гарнизоны, звучат просто смешно.

В воздух была поднята авиация, и развернулись настоящие авиабои. Решить такой вопрос на уровне майора или даже полковника вряд ли бы удалось. Повторимся, если бы речь шла о инсценировке, то летчики, как только их начали по-настоящему убивать, забили бы в набат, что они на такое не подписывались.

В случае убийства Эрдогана в первые минуты путча, что, видимо, и планировали заговорщики, то ситуация развивалась бы уже совсем по-другому сценарию. Сторонники президента, скорее всего, были бы деморализованы и уже не способны на такое организованное сопротивление.

В этом, возможно, и кроется объяснение, почему высокопоставленные генералы турецкой армии — а за участие в путче их, напомню, арестовано более 100, включая командующих армиями, флотами и управлениями генштаба — раньше времени не открывали своих лиц. «Светиться» в качестве убийц законного президента им было ни к чему.

А вот претендовать на роль серьезной силы, которая взяла бы на себя ответственность за формирование новой власти в деморализованной стране генералы вполне могли. Без клейма убийц легитимно избранного главы государства им было бы куда проще найти общий язык и с умеренными сторонниками существующей власти, и с мировым сообществом.

Роль западных спецслужб

Важен другой любопытный момент. В первые часы после начала путча западные лидеры заняли выжидающую позицию и воздерживались от конкретных комментариев, сохраняя поле для политического маневра. И лишь после такого, как Эрдоган появился на экранах живым и невредимым, а сам переворот был практически подавлен, официальной Анкаре начали выражать поддержку с Запада.

Более того, пока вылетевший из Мармариса Эрдоган пытался приземлиться в Стамбуле, американский телеканал NBC, принадлежащий корпорации General Electric, заявил на весь мир, что президент Турции якобы просил убежища в Германии и ему в нем было отказано. Данную новость понесли тысячи СМИ по всему миру.

Зачем это было сделано? Ведь NBC — не тот канал, который из любви к искусству будет запускать «утки». Все указывает на то, что данной новостью Эрдогана пытались делегитимизировать, а его сторонников — разочароваться в лидере.

В самой заметке двойное дно. Первым уровнем было то, что президент якобы бежал и бросил свою страну. Вторым — то, что его уже не признает мировое сообщество. Но Эрдоган действовал достаточно решительно и фокус с отказом в убежище не сработал: турецкий президент всю ночь старался быть на связи, управляя настроением масс через соцсети.

Здесь явно выглядывают «уши» западных властей и спецслужб в перевороте. Новость об отказе Эрдогану в немецком убежище на NBC запустил уж точно не какой-нибудь турецкий комдив. И не турецкие комбриги заставили лидеров западных стран тянуть время с выражением своей официальной позиции. Более того, турецкая армия — в значительной степени проамериканская, имеющая с США очень тесные связи на всех уровнях. Вряд ли бы в сложившейся ситуации она бы предприняла нечто такое, что бы могло навредить ее главному союзнику. Эрдоган же, обрекающий любимых партнеров и собственных военных на поражение в Сирии, должен был вызывать как у одних, так у других, настоящее бешенство.

Все указывает на то, что некто извне подбил турецких вояк на бунт и пообещал им признание в случае успеха. А потом умыл руки, как только попытка провалилась. И учитывая недовольство примирением Эрдогана с Россией и проамериканские настроения в армии легко вычислить «виновника торжества».

Эрдоган, кстати, уже прямым текстом заявил, что, по его информации, за переворотом стояли некоторые иностранные государства (во множественном числе).

Показательно то, как неодобрительно и даже презрительно президент Турции стал отзываться в последние дни о коллективном Западе. Для него очевидно, с какой из сторон света подул ветер, надувший паруса путча. В речах турецкого президента делается акцент на том, что мнение Евросоюза для него больше не является значимо: «Евросоюз — это не весь мир».

Антизападный настрой демонстрируют не только слова, но и действия. На территории Турции на время действия режима чрезвычайного положения приостановлено действие Европейской конвенции по правам человека. К тому же власти Турции заявили о намерении восстановить у себя в стране смертную казнь, и наверняка это сделают, что станет символическим отказом от процесса евроинтеграции.

Хотя, первую скрипку в поддержке заговора, судя по всему, играли отнюдь не европейцы, у которых в военно-политическом плане просто не хватило бы влияния на турецких «аскеров». Модераторы переворота наверняка находились за океаном. И то, что Анкара отключила от питания авиабазу Инджирлик, доведя представителей США до дипломатической истерики, говорит о том, что Эрдоган всё прекрасно понимает и не собирается прощать американцев.

Двойная роль генералов

Привлекает внимание также то, с какой легкостью мятежники захватили верховное командование вооруженных сил. В частности — начальника генштаба, командующего ВВС и командующего ВМС. Восставшие четко знали местонахождение каждого из генералов в нерабочее время: главком ВВС, например, в это время был не дома, а гулял на свадьбе у дочери своего друга. И каждый из них был захвачен практически без шума и пыли.

Похоже на то, что представители командования турецкой армией были не против, чтобы их «захватили». И не исключено, что после переворота по нижайшей просьбе подчиненных и всего турецкого народа, именно они и взяли бы на первое время всю полноту власти в стране в свои руки.

В СМИ вскоре просочилась информация о том, что арестованные участники восстания якобы указывают на начальника Генштаба как на соучастника путча, хотя у него была репутация проэрдогановского кадра. А командующий ВМС — кстати, захваченный или не захваченный в заложники? — и вовсе пропал в неизвестном направлении, и вроде бы даже с 14 боевыми кораблями, что составляет значительную часть турецкого надводного флота.

Возникает и другой вопрос: стал бы Эрдоган в условиях тотальной нестабильности так рисковать и практически полностью обезглавливать без объективных причин за один день всю свою армию? Сомневаюсь.

Последствие провала: Эрдоган разочарован в США

Тактически операции мятежников были подготовлены и исполнены весьма грамотно. Но на стратегическом уровне все было провалено. Не было учтено мнение простых людей, которые, как оказалось, в своей массе любят и уважают своего президента. Каким бы он ни был в глазах иностранцев, турки выбрали себе Эрдогана и будут теперь, скорее всего, поддерживать до упора — сугубо из-за принципа.

Одним из залогов успеха Эрдогана стало умение быстро и эффективно мобилизовывать своих сторонников. Другим — его информированность. В то, что о готовящемся путче рассказал главе Турции его зять, узнавший о происходящем по своим каналам, верится с большим трудом. Если же информация поступила Эрдогану от российской стороны, перехватившей якобы с территории Сирии переговоры мятежников, то это огромная победа России. Понятно, что после всего произошедшего вокруг Сирии — стопроцентной веры турецкому президенту нет. Но и то, что он для нас сегодня более выгодный вариант, чем военные, находящиеся под стопроцентным американским влиянием, — это факт.

Проводя тотальные чистки и вводя в стране чрезвычайное положение для полного подчинения армии правительству, Эрдоган не только решает вопросы внутриполитической стабилизации, но и сводит на нет американское влияние на Ближнем Востоке. Возможный его отказ от лояльности Вашингтону поставит под угрозу систему присутствия США в Евразии.

Нельзя даже на 100% исключать возможность того, что вслед за отказом от евроинтеграции, Анкара может в сложившейся ситуации инициировать выход из НАТО. Многое, наверное, зависит от того, что наговорят в ходе следствия задержанные генералы, хотя рассчитывать на такой резкий поворот, конечно, преждевременно — членство в Альянсе сильно связывает государства между собой, а разрыв подобных связей весьма болезнен. В конце концов, вся военная инфраструктура и армейская организация выстроены по натовским стандартам.

Тем не менее, вся Турция и весь мир замерли в ожидании результатов первой после восстановления российско-турецких отношений встречи Владимира Путина с Эрдоганом, которая запланирована в первой декаде августа на российской территории. Уверен, она принесет много сюрпризов.

Большая игра продолжается.

Святослав Князев — politrussia.com