Пакет Яровой: мифы и мировая практика

Пакет Яровой: мифы и мировая практика

Интернет взбудоражен решением президента подписать так называемый «пакет Яровой», который воспринимается многими чуть ли не как конец российского интернета и экономический апокалипсис в одном флаконе. Операторы мобильной связи угрожают поднять тарифы, пользователи соцсетей оплакивают потерянную приватность, а эксперты рассуждают о том, что новые требования государства технически невозможно реализовать. Давайте разберемся всё ли так плохо.

Самым скандальным элементом «пакета Яровой» является возможность обязать провайдеров интернета и мобильной связи хранить данные пользовательского общения в течение шести месяцев. С точки зрения критиков это ужасно, недопустимо и слишком дорого.

Начнём с самых громких критиков – операторов мобильной связи, которые утверждают, что им придётся резко повысить тарифы, чтобы компенсировать расходы по хранению данных. Несмотря на все усилия операторов, их проблемы у меня не вызывают сочувствия, а их расчётам я не верю. Дело в том, что за последние годы все компании мобильной связи очень основательно подорвали свой деловой имидж и их отношения с клиентами сложно назвать не иначе, чем неконструктивными. Для многих людей отношения с мобильными операторами сводятся к бесконечной войне, в которой оператор пытается их незаметно подписать на какие-то дорогие услуги или незаметно обмануть при объяснении тарифов. Историями бабушек, которые вдруг оказались подписанными на платные сервисы для взрослых или на рассылку о погоде в Майями, полон интернет, да и среди моих читателей, думаю, найдется немало пострадавших от жульничества этих компаний.

Разговоры о том, что мобильная связь сильно подорожает, напоминают мне страшилки про систему «Платон», которая должна была привести к перебоям с поставками продуктов и резкому росту цен. Ну как, сбылось? Вот и в случае «пакета Яровой» мне трудно поверить словам наших мобильных операторов. В России сравнительно дешевая мобильная связь и я подозреваю, что «пакет Яровой» воспринимается как хороший предлог для организации небольшого картельного сговора и совместного повышения цен.

Отдельно напоминаю – решение о том, что конкретно нужно хранить и сколько это нужно хранить, ещё вообще не принято. Закон лишь даёт возможность правительству принять соответствующее решение и ставит верхнее, максимальное ограничение срока хранения – 6 месяцев. Эти требования вступят в силу только через два года – многие из критиков вам про это говорили? Причём решающее влияние на их формулировку окажет как раз Минкомсвязь, а ведомство господина Никифорова известно своими тёплыми и дружескими отношениями с операторами мобильной связи и интернет-компаниями, так что их интересы будут обязательно учтены.

Советник президента по вопросам интернета Герман Клименко считает, что если исключить из требований хранения медиа-контент, то всё будет вполне доступно для участников рынка, и минимум 95% всех недовольств индустрии будут сняты. В общем, слухи об апокалипсисе в российском телекоме оказались, мягко говоря, несколько преждевременными.

Теперь насчёт приватности. В современном мире приватности нет и уже никогда не будет. Государства слишком плотно занялись интернетом и его использованием в политических целях, а значит, интернет будут регулировать и за пользователями будут наблюдать. Вопрос только в том, кто будет это делать. Интернет-компании, которые не хотят сотрудничать с ЦРУ, просто не смогут занять рыночную нишу в странах, где центральное разведуправление имеет влияние. В Китае ситуация аналогичная и именно из-за этого там разработаны аналоги всех популярных приложений и сервисов западных компаний. Чем Россия хуже США или КНР?

Я знаю, что многих беспокоит такой сценарий – после принятия «пакета Яровой» от компаний типа WhatsApp или Facebook начинают требовать ключи шифрования, чтобы российские органы могли читать трафик, который проходит через их сервисы. Западные компании отказываются, их много раз штрафуют и в конце-концов запрещают их деятельность на территории России. В представлении некоторых пользователей соцсетей и некоторых либеральных политиков – это сценарий настоящей катастрофы. Если честно, я не вижу в этой ситуации ничего катастрофического. Если Фейсбук не хочет подчинятся российским законам, то в России не будет Фейсбука. Это нормальная мировая практика.

Кстати, российский вариант хотя бы построен на официальном законе, в то время как американская схема гораздо менее демократична. Американские компании «сливают» информацию АНБ и ФБР или добровольно, или после получения двойного ордера от АНБ. Первый ордер – это требование дешифровки информации, а второй – это запрет рассказывать кому-то о существовании первого ордера. Американцы после терактов 2001 года вообще не особо заморачиваются по вопросам легализации своих попыток шпионить за мировым интернетом. Как видно из описаний систем INCENSER и DANCINGOASIS, которыми пользуется АНБ на основании Protect America Act of 2007 и FISA Amendments Act of 2008, АНБ просто подключаются к узловым точкам мирового интернета, которые ему доступны, анализирует весь трафик в реальном времени и сохраняют себе на память всё, что АНБ интересно. Как и следует ожидать в этом процессе, американским спецслужбам всемерно помогают американские ай-ти компании, например, тот же Майкрософт, у сервисов которого есть шифрование для всех, кроме АНБ. Американские спецслужбы получают незашифрованную информацию. При всём при этом, американская ай-ти индустрия редко протестует, а чаще всего, наоборот поддерживает АНБ в её усилиях по борьбе за американские национальные интересы. Так давайте сделаем так, чтобы они не делали этого хотя бы в Рунете.

И последнее. С точки зрения практики информационных войн против России мы наблюдаем типичное создание информационной повода для протестов и недовольства для того, чтобы использовать его в рамках предстоящей избирательной кампании. У противников «пакета Яровой», а это в основном прозападные политики, просматривается очевидная цель – им нужно любой ценой сохранить возможность американских социальных сетей влиять на политическую и общественную ситуацию в России. При этом сохранить американские соцсети вне какого-либо контроля или наблюдения со стороны российских властей. Фактически, все протесты сводятся к тому, что у наших заокеанских оппонентов отбирают один из ключевых инструментов, необходимый для «цветных революций» – вот они и бесятся. А ещё их беспокоит, что после введения в силу этого закона всю их массированную агентуру влияния придется обучать и снабжать настоящими шпионскими каналами связи, а это накладно, сложно и может привести к неудобным провалам ценных агентов. Я думаю, сейчас у наших друзей с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками настоящий праздник, так как западные оппоненты задействовали в борьбе с «пакетом Яровой» все свои медийные и лоббистские ресурсы. Как говориться, рыба сама плывет в сети, и можно сказать, что новые законы начнут приносить пользу ещё до того, как они вступили в силу.

Краткий вывод: поводов для паники нет. Закон безусловно не совершенен, и его можно и нужно улучшать. Но этого нельзя сделать через истерику в интернете. Конкретные меры по его применению разрабатываются в правительстве, которое, надеюсь, знает о возможных проблемах и рисках. И пора уже всем понять, что российский сегмент интернета нужно держать под контролем потому что, если это не сделает наше государство, то это сделает чужое, и это явно не в наших интересах. Наша безопасность важнее прибыли мобильных операторов, комфорта телеком компаний, а также интересов западных социальных сетей и мессенджеров. И это хорошо, если те из них, кто этого не хотят понимать, просто уйдут с российского рынка.

Руслан Осташко — ruslanostashko.livejournal.com