Самый крупный эффективный собственник в России

Самый крупный эффективный собственник в России

«Уолл-стрит джорнал» считает, что Россия весьма эффективно управляет своей собственностью. Американцы с некоторым удивлением хвалят наш «Аэрофлот», и замечают, что если раньше «Аэрофлот» был «синонимом советской неэффективности», то теперь он занимает хорошие места в международных рейтингах и является «любимцем инвесторов».

Более того, приватизация «Аэрофлота» отложена как минимум до следующего года, и американцы понимают, почему. Цитирую:

Они справились настолько хорошо, что продажа доли китайской или корейской компании не улучшит корпоративное управление. И это не попытка оскорбить китайскую или корейскую компании.

Логика понятна — Россия не нуждается в проведении экстренной приватизации для пополнения бюджета, с нашими финансами всё в порядке. Приватизируют только те предприятия, в которые нужно привлечь грамотное руководство. И так как «Аэрофлот» управляется весьма неплохо, частные инвесторы ему просто не нужны, эффективнее будет оставить авиакомпанию в руках государства.

Может быть, «Уолл-стрит Джорнал» льстит нашему перевозчику? Что же, давайте посмотрим на курс акций. Год назад за акцию «Аэрофлота» давали 35-50 рублей, а сегодня акции поднялись уже до 86 рублей за штуку, что является рекордом со времён начала кризиса 2008 года.

Проще говоря, да, государство успешно справляется с работой — вопреки глубокому убеждению либералов, согласно которому руководить бизнесом способен только частник.

Вообще, «Аэрофлот» является замечательным примером госкапитализма с человеческим лицом. Российские инженеры конструируют самолёты, российские заводы эти самолёты производят, российская авиакомпания эти самолёты закупает, заправляет их российским керосином и перевозит на них россиян под управлением российских пилотов в российский Крым.

Частный капитал в этой системе, конечно, тоже участвует — однако главная роль принадлежит всё же государству, которое, повторюсь, неплохо справляется со своей задачей.

Оговорюсь на всякий случай, что я несколько забегаю вперёд, авиапарк «Аэрофлота» состоит пока что главным образом из новых «боингов» и «айрбасов». Тем не менее новые самолёты российского производства «Аэрофлот» также весьма активно закупает — и это явно делается не только под давлением курса рубля, но и под давлением нашего государства.

Вместе с тем давление государства не является разрушающим. Авиабизнес — очень ненадёжное ремесло. Авиакомпании, даже крупные, постоянно разоряются, так происходит во всём мире. На этом фоне «Аэрофлот», который стабильно работает «в плюс», который закупает отечественные самолёты, и который выполняет заказ государства на полёты по не самым интересным по прибыльности маршрутам, в низком качестве менеджмента обвинить никак нельзя.

Опять-таки, главную авиакомпанию любой страны можно сравнить, например, с часами у бизнесмена: это украшение государства, по которому судят о его (государства) возможностях. Конкретно «Аэрофлот» разного рода премии и награды получает регулярно, репутации нашего государства деятельность «Аэрофлота» идёт однозначно на пользу.

На либеральный взгляд, всё это кажется очень странным. Мне не далее как вчера прислали грустное письмо о чиновниках, которые якобы только и делают, что ленятся и воруют. Согласно логике либералов, всё просто: бизнесмены по умолчанию талантливы, так как они прошли жёсткое сито рыночного отбора, и хорошо замотивированны, так как от результатов их работы зависит их заработок.

В реальной жизни, увы, ситуация зачастую обратная. Чиновники имеют возможность думать на года и десятилетия вперёд, играть «вдолгую» и делать всё хорошо. Быстро же разбогатевшие бизнесмены нередко являются авантюристами, любящими поставить все свои капиталы «на красненькое» ради хорошего дохода, да и мотивация у них нередко хромает: ведь у бизнесмена нет начальника, который вызывал бы его регулярно на ковёр и требовал работать лучше.

Пример современной России показывает, что государственная авиакомпания «Аэрофлот» как минимум не уступает своим частным конкурентам.

Пожалуй, государственное управление плохо для «Аэрофлота» только одним — тем, что авиакомпанию всё же планируют в обозримом будущем передать в частные руки. Я, конечно, понимаю, что мы живём при капитализме, и что государство не может владеть всеми крупными корпорациями в стране… но всё же конкретно «Аэрофлот» я бы пока что из приватизационных списков убрал.

Олег Макаренко