Чего выпрашивает Украина у России, снова атакуя Донбасс

Чего выпрашивает Украина у России, снова атакуя Донбасс

После нескольких месяцев перерыва, когда тема Украины была задвинута Россией на задний план во внешнеполитической активности, отечественные официальные лица вновь обратили на нее внимание. Причем в весьма специфическом ракурсе, что вновь возбудило алармистские настроения среди следящих за ситуацией вокруг военного конфликта.

Сначала позавчера Сергей Лавров в разговоре с Госсекретарем США предупредил того о возможных военных провокациях в Донбассе, а вчера МИД выступил уже со специальным коммюнике о подготовке Киевом силовой операции.

Основания для подобных заявлений явно есть, включая очевидные даже для непосвященных. Ситуация по всей линии фронта там снова накаленная, а операция ВСУ под Логвиново на прошлой неделе дала понять, что все очень серьезно.

Так что же происходит?

А происходит то, что Украина входит в новый и крайне нерадостный период своей истории.

С одной стороны, там продолжается ставший уже привычным за последние два с половиной года кровавый цирк – со скандалами в Раде, с освобождением из-под стражи откровенных бандитов, с уличными массовыми акциями и столкновениями. В общем, продолжение распада государственности как он есть. Однако не стоит преувеличивать значимость данных процессов. Они как пенные барашки на десятиметровой волне цунами и не играют существенной роли в происходящем. Система к этим эксцессам, которые стали нормой, уже вполне адаптировалась.

Но вот с другой стороны Украина вплотную подошла к событиям, которые никак нельзя назвать поверхностными.

Там сложилась критическая ситуация с поставками угля. Как следствие, страну уже в ближайшее время ждут веерные отключения электричества, а отопительный сезон находится под угрозой срыва.

Эти угрозы несут слишком значимый системный характер и власти Украины просто вынуждены как-то их купировать для сохранения хотя бы минимального контроля и управляемости ситуацией. Они, в конце концов, еще не все разворовали.

Так что, с большой вероятностью, обострение на фронте напрямую связано с опасностью энергетического коллапса, нависшего над Украиной.

Возможно, Киев не теряет надежды на военный срыв со стороны республик (и как следствие Москвы, которая, по сути, несет за них ответственность по Минским соглашениям), на который можно будет списать и энергетический кризис, и возобновление войны.

Однако более вероятно, что дело в ином.

Военные приготовления ВСУ и обострение на фронте выглядят скорее попыткой шантажа/уговоров/давления на Москву со стороны Киева. Это просто такая форма донесения до Кремля животрепещущей мысли — «срочно дайте денег/угля/электроэнергии».

А поездка Порошенко на саммит НАТО добавляет картине красок и выступает дополнительным аргументом для Москвы задуматься.

В общем, чем-то напоминает поведение подростка с криминальными наклонностями, который изо всех сил истерит и хамит, пытаясь добиться от взрослого желаемого гаджета в подарок.

В таком раскладе вполне понятными становятся заявления российского МИДа и его главы.

Во-первых, это совершенно прозрачный намек, что Запад может не рассчитывать на возобновление полномасштабной войны в Донбассе.

А во-вторых, внятное предупреждение для партнеров не вмешиваться в эту ситуацию и не пытаться ее использовать в своих интересах.

Москва будет разбираться с Киевом напрямую и решать, спасать ли его от энергетического коллапса, без участия третьих сил.

Ну, и самый любопытный вопрос: если Россия решит помочь Украине, что она потребует в качестве оплаты?

Ирина Алкснис