Состояние и перспективы украинского флота

Состояние и перспективы украинского флота

Нынешнее реальное состояние Военно-Морских Сил Украины заставляет усомниться не только в наличии боеготовых кораблей, но и в существовании самого флота.

В День Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины – постоянно «плавающей» даты, которая в прошлом году указом президента Петра Порошенко в очередной раз была перенесена, дабы не совпадать с датой празднования аналогичного праздника в России, стоило бы оценить реальный масштаб праздника, который уже не для кого проводить.

Было.

Настоящей, а не выдуманной на основе «преданий старины глубокой» или волюнтаристских решений очередного «великого кормчего», датой появления того, что ныне гордо именуется ВМС Украины, стало 17 июня 1993 г., когда между Украиной и Россией было подписано соглашение о разделе остатков советского Краснознаменного Черноморского флота ВМФ СССР. Юридически после жесточайших торгов, споров и препирательств Украине отошло 18,3% кораблей бывшего ЧФ СССР, почти треть которых сразу были переданы России в качестве погашения долгов за газ. Несмотря на это, Украине досталось 175 кораблей, 12 самолетов, 30 вертолетов, 227 береговых объектов, а также техника, вооружения и прочее флотское имущество. Все это богатство, попавшее в очень надежные и чистые руки, только что заставившие исчезнуть Черноморское морское пароходство, немедленно стало таять на глазах. Не вдаваясь в волнующие подробности, некоторые из которых впоследствии стали достоянием гласности в ходе судебных разбирательств, можно констатировать, что к весне 2014 г. в списочном составе ВМС Украины от унаследованных советских 43 боевых кораблей и 132 вспомогательных судов, осталось менее четверти. Сколько же из них были боеготовыми, было самой большой тайной могучего украинского флота. Впрочем, это не помешало выдающимся украинским адмиралам впоследствии утверждать, что в марте 2014 г. они «фактически потеряли свой флот», переложив, таким образом, всю ответственность за предыдущий «дерибан» на так вовремя подвернувшегося «коварного агрессора».

Стало

После окончательного завершения крымских событий, списаний, возвратов и передач в списочном составе украинского флота осталось 5 боевых кораблей и катеров, 16 вспомогательных судов и 24 разношерстных катера. Казавшееся впечатляющим общее количество, в значительной степени нивелировалось качественным составом сил.

К настоящему моменту ВМСУ включают 3 корабля, 5 катеров и 1 тральщик, а также около тридцати вспомогательных судов. При этом за громкими наименованиями бывших кораблей советской постройки скрываются, в основном, сторожевые и пограничные корабли.

Так, флагман ВМСУ фрегат «Гетман Сагайдачный», сданный в 1993 г., в «девичестве» был флотским сторожевым кораблем проекта 11351, который строился на керченском судостроительном заводе «Залив» для пограничных войск КГБ СССР, что до сих пор определяет его крайне ограниченные боевые возможности, более удовлетворяющие требованиям проведения антитеррористической операции у берегов Африки, чем участия в морских сражениях.

Корвет «Винница» также в далеком теперь 1976 г. был спущен на воду в качестве пограничного корабля, спроектированного на базе малого противолодочного проекта 1124 с соответствующими требованиями к комплексу вооружения и боевых возможностей. После непродолжительного пребывания под российским флагом, в апреле 2014 г. он был передан украинской стороне и на буксирах переведен в Одессу.

Формально к числу боевых кораблей следовало бы отнести и средний десантный корабль «Кировоград», возвращенный в апреле 2014 г. россиянами ВМС Украины, но спущенный на воду в 1970 г. в Гданьске, он уже давно перемещается только на буксирах, а его судьба была ясна еще до событий «крымской весны».

Последним приобретением ВМСУ стал рейдовый тральщик «Геническ», который 20 мая 2014 г. без флагов опознавания был уведен российскими буксирами из Донузлава для передачи украинской стороне за пределами 12-мильной зоны и дальнейшей его буксировки в Одессу. В настоящее время он базируется на Очаков и для своих 32 лет имеет вполне удовлетворительное состояние, но минимальную боевую ценность.

В результате, небольшой ракетный катер «Прилуки», оснащенный двумя пусковыми установками противокорабельных ракет «Термит», становится самой грозной боевой составляющей остатков ВМСУ, если бы не тот факт, что последние ракетные стрельбы основным комплексом проводились в 1999 г., то есть почти 17 лет назад! Кроме того, запас ракет советской разработки и производства П-15М катастрофически уменьшился, а их техническое состояние (паспортные ресурсы уже давно исчерпаны), весьма плачевно.

Остальные действующие катера ВМСУ не представляют собой серьезной опасности для флотов вероятного противника, которых на Черном море не так уж и много – Россия, Турция и балканские члены миролюбивого блока НАТО. Впрочем, согласно последней редакции Военной доктрины единственным противником определена Российская Федерация и, соответственно, ее Черноморский флот.

Каковы возможности ВМСУ противостоять ему стало ясно во время перебазирования нефтедобывающих платформ «Черноморнефтегаза», более известных как «вышки Бойко». Как известно, в декабре 2014 г. Россия беспрепятственно переместила к Крыму буровые установки В-312 и В-319, разрабатывающие Одесское газовое месторождение. Для этого оказалось достаточно сторожевого катера пограничной службы ФСБ России «Аметист» и ракетного катера ЧФ РФ. Роль украинского флота ограничилась запросом предоставить информацию о действиях российской стороны, на что был получен отрицательный ответ.

Будет?

28 июня, за неделю до флотского праздника, министр обороны Украины Степан Полторак заявил, что «Киев принимает серьезные меры по восстановлению боеспособности кораблей, которые были выведены из оккупированного Россией Крыма». По его словам, удалось вывести практически 50% корабельного состава и уже принято решение о строительстве штаба военно-морских сил на участке земли в Одессе, который удалось вернуть в госсобственность. В 2016 г. для этих целей запланировано выделение 100 млн грн. «Это будет не просто штаб – это будет база», – сказал министр. Правда, эксперты, знакомые с реалиями торгового порта Одессы, утверждают, что значительная удаленность выделенного после нескольких переносов земельного пятна от гавани делает его мало пригодным для размещения чего-то, кроме административных и штабных зданий, поэтому можно говорить о базировании там лишь адмиральских джипов.

Глава оборонного ведомства также анонсировал модернизацию флота, в том числе фрегата «Гетман Сагайдачный», а начальник управления коммуникаций и прессы министерства обороны Украины Оксана Гаврилюк сообщила о кардинальном обновлении корабельного состава: «Военно-морские силы Украины до 2020 года получат в свое распоряжение около 30 боевых кораблей и катеров». В результате должно быть создано ядро национального флота в составе 66 единиц, способных решать боевые задачи по защите интересов государства на море. Окончательно ВМСУ будут сформированы только в 2035 г., но только при наличии необходимого финансирования и последовательности при реализации долгосрочных и технически сложных проектов.

Степень адекватности планов можно оценить, сравнив с темпами «возрождения» корабельного состава ВМСУ. Согласно озвученным планам, предполагается построить 30 кораблей за 3 года, то есть почти по 1 в месяц! Одновременно та же Гаврилюк рассказала, что по заказу минобороны для украинских ВМС за два последних года построены два малых бронированных артиллерийских катера, хотя в действительности они по-прежнему проходят ходовые испытания и не приняты флотом. Несмотря на это оборонное ведомство уже заключило контракт с заводом «Ленинская кузня», принадлежащим Порошенко, на котором в настоящее время продолжается производство еще четырех таких катеров, на строительство еще двух десантных катеров. Главным же вкладом флота Украины в обороноспособность державы Гаврилюк назвала «активное участие морской пехоты, береговой артиллерии и других подразделений ВМС в антитеррористической операции на Донбассе».

В качестве заключения можно лишь заметить, что украинские военно-морскиесилы с самого начала был мертворожденным проектом, обеспечивающим лишь регулярное освоение значительных бюджетных средств. Ни один из начатых проектов «кардинального возрождения» не был доведен до конца, а крайне удачно начавшаяся «война» наверняка все спишет — и отсутствие кораблей, и развал флотских экипажей, и разворовывание береговой инфраструктуры. Вот только флот ли это?

Диана Михайлова