Бензин в России дороже, но дешевле

Бензин в России дороже, но дешевле

Стоимость бензина в России обновила исторический максимум. Об этом свидетельствуют данные за июнь. Однако, безусловно, локальное внутрироссийское поражение продолжает оставаться пусть небольшим, но достижением в глобальном охвате.

C 20 по 24 июня розничные цены на бензин АИ-92 в среднем по России увеличились на 12 коп., до 34,9 руб. за литр.

Стоимость АИ-95 выросла на 13 коп., до 37,77 руб. за литр.

Сильнее всего топливо подорожало в Сибирском и Центральном федеральных округах. При этом увеличение стоимости произошло несмотря на рост производства и отсутствие дефицита на рынке.

Пока что можно констатировать, что рост в 12-13 коп. – далеко не предел. Напомним, что с 1 апреля 2016 года в России были повышены акцизы на бензин, это, по мнению Минфина, в конечном итоге приведет к подорожанию продукта на 6,5-7% — то есть приблизительно на 70 копеек.
Несмотря на такое довольно пессимистичное положение дел, Россия продолжает входить в двадцатку стран с самыми маленькими ценами на бензин.

novorusmir benzin v

 

За счет чего России удается держаться в числе лидеров?

Стоимость топлива в России складывается совершенно из иных показателей, чем на том же Западе или в США. Значительная часть цены бензина – это налоги. По разным оценкам, у нас их доля от 56 до 65%. А, например, в США она составляет 16%.

novorusmir benzin v 1

Но это не делает бензин в США дешевле, что доказывается простым арифметическим путем. Литр бензина в США стоит 67 центов или 43,38 рублей по нынешнему курсу, что почти на 25 процентов больше.

Большая проблема Штатов заключается в том, что, несмотря на все свои попытки стать нефтеэкспортером, они до сих пор не могут даже самостоятельно удовлетворить свои потребности в черном золоте, а потому вынуждены его закупать, что непременно сказывается на стоимости бензина.

Так, только около 46% стоимость бензина в США – это стоимость сырья.В России же доля, приходящаяся само сырье, мизерная – около 4 — 8%. Также в цену российского бензина включены транспортные расходы (15%), прибыль нефтяников и заправок (15-17%) и оставшаяся часть – переработка НПЗ и налоги.

Причем Россия – далеко не рекордсмен по доле налогов в стоимости бензина. Так, во Франции налоги равны 57,9%, в Великобритании – 59,7%, Германии – 60,6%.

Таким образом, рассуждения в ключе «мы добываем нефть, и, следовательно, бензин должен стоить у нас копейки» являются образцовой демагогией: львиная доля цены на бензин складывается из других расходов, от цены на нефть независящих.

Конечно, есть страны-уникумы вроде Саудовской Аравии или Венесуэлы, где бензин стоит копейки. Но для них это волевое, во многом популистское решение, достигнутое путем, например, сведения налога к 0 или изъятия доходов у нефтянников. В наших же условиях аналогичные действия невозможны ни со стороны властей, ни со стороны бизнеса. Доход компаний в 13-15% — это то, что позволяет их производствам быть рентабельным (а нужно помнить, что бензин – чисто биржевой продукт), а государству – пополнять казну, восстанавливать инфраструктуру (как транспортную, так и нефтеперерабатывающую). Да и количество автомобилей в стране и протяженность дорог существенно снизить стоимость автомобильного топлива просто не позволят.

Но как бы то ни было, цена бензина в России – едва ли не самая щадящая в Европе.

novorusmir benzin v 2

Между тем тема повышения цен на бензин уже успела стать поводом для спекуляций. Так, некоторые СМИ заявили, при этом не приводя никаких конкретных цифр, что в России бензин стал дороже европейского. Хотя, как сказано и показано выше, это совсем не так.
Конечно, было бы странно трубить о российской бензиновой победе над европейцами, не сопоставив уровень жизни. Однако и безвозвратно отдаваться паническим настроениям тоже не стоит.

roshchepiy.livejournal.com