За что воюет Донбасс: эпитафия «золотым мальчикам» из Киева

За что воюет Донбасс: эпитафия «золотым мальчикам» из Киева

Некоторая ирония – жестокая, кровавая ирония – этой войны заключается в том, что обе стороны искренне уверены в том, что выступают защитниками.

Жителям Донбасса пришли навязывать свои порядки киевские «золотые мальчики», но и «золотые мальчики» уверены, что это Путин вторгся на их территорию, буквально откусил кусок от их законной собственности. Не мне, естественно, судить, кто прав, я не господь бог, пусть он там как-то сам разбирается. Я просто человек, который считает захватчиками «золотых мальчиков». Ну да не о них сейчас речь. Или о них?

На днях такой «золотой мальчик», оперный певец Василий Слипак, живший во Франции и приехавший на Донбас на «сафари» в составе полка «Азов» поймал пулю и умер. На другой стороне начались стенания по поводу утраченного генофонда, а я ещё раз хочу задать вопрос: за что он умер?

Война эта идет не столько за территории, сколько за свободу мыслей. «Золотые мальчики» в Киеве решили, что они имеют право совершить государственный переворот. Тут не мне их судить, я из Киева уехала еще до Майдана, уже тогда от нарастающего национализма там было душновато. Когда «золотые мальчики» брали власть в свои (как им тогда казалось) руки, я молчала, сцепив зубы, и повторяла мантру: «это их страна, это их выбор».

Но оказалось, что не вся страна разделяет выбор «золотых мальчиков». Не всем близки идеи украинского национализма, и не все территории склеенного из кусочков государства хотят быть Украиной. С Крымом получилось легко, потому что там российские войска были. «Нет, спасибо, с нас хватит», — сказал Крым. И уплыл.

Трудно сказать, что вызвало большее негодование у «золотых мальчиков». То ли они поняли, что их великая победа приводит к разваливанию государства на куски. То ли они вознегодовали, что не все население государства – их государства, их, как же может быть иначе, они же победили – разделяет их мнение. Ну как это можно – не разделять? Ведь они же хорошие, а значит, они правы.

Это забавное свойство человеческой психики. Я есть = я хороший. Я хороший = я прав. Примерно так работает подсознание индивидуума, к рефлексии не склонного. Если подсознательно нарушается одно из равенств, то возможны серьезные проблемы, вплоть до суицидальных мыслей. Решается эта проблема, в общем, просто, по методу Сергея Довлатова: «Человек привык себя спрашивать: кто я? Там ученый, американец, шофер, еврей, иммигрант… А надо бы всё время себя спрашивать: не говно ли я?». Сомневаться, в общем, нужно, рефлексировать, перепроверять. Помнить: что хорошо для тебя, то не обязательно хорошо для другого. Не забывать: свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Для киевских «золотых мальчиков» это оказалось слишком сложно.

Я, рассуждает «золотой мальчик», хороший, и мои друзья хорошие. Я и мои друзья, думает он, мы считаем, что Украина – понад усе. Значит, мы правы. Значит, это истина в последней инстанции. Значит, те, кто думают иначе – неправы.

А от этого «неправы» очень легко сделать следующий шаг, и он был сделан: те, кто думают иначе – не люди. Орки. Их можно и нужно убивать, чтобы освободить место хорошим, правильным «золотым мальчикам». Ну, чтобы «золотым мальчикам» эти «орки» не портили картину мира, где они правы.

Это то, чего хотят мальчики.

Чего хотят «орки»?

«Орки» хотят, чтобы от них отстали.

Среднестатистический житель Донбасса не против присоединения к Украине, но к Украине 2010 года. Чтобы президент занимался бизнес-разборками и не лез в политику, а особенно в головы людей. Чтобы доллар по 8 гривен и не было войны. Среднестатистический житель Донбасса никого не трогал, и тут ему стали объяснять, как надо жить. А люди – открою вам, «золотые мальчики», большой секрет – люди обычно терпеть не могут, когда им пытаются указывать такие вещи.

И люди встали на блокпосты, с черенками от лопаты против автоматов встали. За свободу мнения. Свободу самовыражения. Про черенки от лопаты – это не гипербола, именно так и стояли.

И тут бы киевским мальчикам понять, что раз они так гордо и отчаянно требовали свободы, то и другие имеют на это право. Но нет. Почему? – логическая цепочка описана выше. И «золотые мальчики» стали обстреливать «орков» из «Ураганов», чтобы те не мешали их красивой картине мира. Единственно правильной. Свобода кончилась, началось что-то очень близкое к фашизму.

Война эта – не про бизнес. Даже не про геополитику.

Война эта – про то, что насилие над человеческой личностью недопустимо.

Но у «золотого мальчика есть только одна личность, и эта личность – его собственная. Поэтому война закончится нескоро.

Анна Долгарева